Старинные казачьи обычаи | Oren-Ok

Старинные казачьи обычаи

Старинные казачьи обычаи

Суровые условия жизни, постоянные набеги крымских и ногайских татар, турок, длительные и опасные походы казаков в Крым, Турцию, на Кавказ не очень-то способствовали образованию семей. Но жизнь брала свое, казаки обзаводились семьями. Они привозили своих суженных из Московского царства и с Украины, ясырок (невольниц), привезенных из далеких земель, которые впоследствии по своей воле, после крещения становились женами казаков. Очень важно отметить, что казачьи законы и обычаи, на страже которых стоял Круг и атаман, жестко карали за насилие и прелюбодеяние. До прихода на Дон официальной церкви казаки женились и разводились по решению Круга.

Старинные казачьи обычаи

Заслуживает внимания обычай старинный донских казаков, назывался он “белый платок”. Когда казаки возвращались с войны или из похода, встречать героев выходила вся станица или хутор. Чего греха таить, находились казачки, которые не смогли сберечь супружескую верность за время отсутствия своего благоверного. Многие казаки, особенно те, кто мало надеялся на верность своей второй половины, брали с собой в поход чистый белый платок, зная, что он может пригодиться для обряда прощения своей «гулящей» жены. При приближении отряда виноватые жены первыми выходили из толпы встречающих, бежали навстречу своим мужьям, падали перед ними на землю, голосили, рыдали, просили прощения. Казак в это время лихорадочно принимал решение, мужественная рука нервно сжимала рукоять сабли, которой он безжалостно рубил врагов, в душе его боролись ревность, гнев и презрение с нежными чувствами к своей любимой женушке. Если любовь и нежность побеждали, казак покрывал голову своей повинной жены заготовленным белым платком, слегка касался ногой ее головы и произносил: “Нет прошлому помина. Позор моим прощением покрыт!” После этого никто не имел права напомнить ей о старых грехах.

Старинные казачьи обычаи
У уральских (яицких) казаков существовала добрая традиция, во время застолья обязательно поднимать бокал за “бабушку Гугниху”. Ранняя история уральского казачества говорит о том, что уральцы не имели постоянных жен. Уходя в походы-набеги, они бросали своих суженных. Ходили казаки в Ногайское ханство, в Персию и Хорезм, не давали покоя уральцам рассказы бывалых казаков о величии и несметных богатствах городов этих земель, о неописуемой красоте живущих там женщин, и, если удача сопутствовала им, возвращались они с богатой добычей и захваченными невольницами.

Старинные казачьи обычаи

Часть из них возвращали за выкуп, остальных оставляли в качестве жен. Положил этому конец атаман Василий Гугня. По одним источникам Василий Гугнин пришел на Яик с Дона в конце XIV века, по другим он вместе с другими “воровскими” казаками пришел с Волги. Он женился на татарке, привезенной из очередного набега. Жену нарекли по прозвищу мужа – Гугнихой. В отличие от всех атаман не бросил жену и новой не привез, что послужило хорошим примером для казаков. С тех пор у уральцев, начали образовываться семьи, где рождались и получали достойную заботу и воспитание казачьи дети. Поэтому Гугниху на Урале, считают праматерью всего уральского казачества, за что и посвящают ей обязательный тост во время своих пиршеств.

Старинные казачьи обычаи

 

Старинные казачьи обычаи

Добавить комментарий

Войти или зарегистрироваться можно с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − восемь =