История основания Оренбурга. | Oren-Ok

История основания Оренбурга.

Оренбург, пешеходный, мост, Урал, река, история, основания,

Пешеходный мост в Оренбурге

Оренбург ведет свою историю с середины 18 века. Трижды намечались места постройки города – в 1735, в 1741 и уже окончательно – 19 апреля 1743г.

 

Первое месторасположение было намечено И.К. Кирилловым, руководителем экспедиции с целью освоения Сибири. Размещалось оно на территории современного Орска, у соединения рек Орь и Яик (теперешний Урал). 31 августа было начато возведение первой крепости. В.Н. Татищев, занявший место Кириллова после его смерти, счел необходимым переместить строительство города вниз по Яику, поскольку старое место страдало от частых затоплений во время разлива рек. 6 августа 1741г. была предпринята вторая попытка, но до строительства дело не дошло. Вместо Татищева был назначен И.И. Неплюев, который и определил окончательную дислокацию Оренбурга, руководил строительством и в последствии стал губернатором города.

 

История основания Оренбурга.Есть мнение, что название города происходит от латинского Oriens – восток и немецкого burg – город, крепость. Правдоподобие данной версии придает большая популярность немецкого языка во времена Анны Иоановны, в чье царствование и был основан Оренбург. И хотя город действительно был восточной крепостью, данное объяснение принято считать ошибкой. Точнее, верным лишь наполовину. Первая часть названия происходит от реки Орь, на берегу которой изначально планировалось разместить город. Немецкое “бург” сомнений не вызывает.

 

В 1744 г. появилась Оренбургская губерния, простиравшаяся от рек Исети и Камы на севере до Каспия и Арала на юге, и от Самары и Ставрополя на западе до реки Тобол и кочевых отрядов казахской Орды на востоке. Неплюев губернаторствовал до 1958г. Во время своего правления он делал упор на военно-политическое и хозяйственное направления.

 

История основания Оренбурга.
Г. Оренбург ул. Советская. Первые весенние деньки.

Оренбург возводился как форпост, главная крепость из целой серии, расположившейся по берегам Яика, Самары и Сакмары, оберегавшей юго-восток России. Вместе с тем город становился связующим звеном с восточными странами. Прежде всего развивались торговые и экономические отношения. Застройка города отражала его суть, как оборонного и торгового центра. Были построены казармы, артиллерийские и пороховые склады, а наряду с ними гостиницы и таможенная служба.

С 5 октября 1773г. по 23 марта 1774г. край был охвачен пугачевским восстанием. Оренбург находился под осадой. После подавления бунта Екатерина II жаловала оренбуржцам, удержавшим город, крест Андрея Первозванного, изображение которого теперь украшает флаг и герб города. Река Яик получила свое современное название (Урал), город Яицкий стал называться Уральском, а Яицкое казачество Уральским.

 

Из указа императрицы Анны Иоанновны: «…Сему городу, с Богом, вновь строиться назначенному, именоваться Оренбург, и во всяких случаях называть его и писать сим от нас данным именем, в котором городе жалуем и даем соизволение всем и всякого народа российского (кроме беглых из службы нашей людей и крестьян, в подушный оклад положенных), купечеству, мастеровым и разночинцам, так и иностранных европейских государств иноземным купцам и художникам, тутошним башкирскому народу и живущим с ними и новоподданным нашим киргиз-кайсацким, каракалпацким народам, и из азиатских стран приезжим грекам, армянам, индийцам, персам, бухарцам, хивинцам, ташкенцам, калмыкам и иным, всякого звания и веры приходить селиться, жить, торговать и всяким ремеслом промышлять, и паки на свои прежния жилища отходить свободно и невозбранно, без всякой опасности и удержания».

 

История основания Оренбурга.

 

Постепенно Оренбург становился не только военным, но и промышленным центром, развивались торговые связи. Во второй половине 19 века город играл важнейшую роль в торговых отношениях между Россией и Казахстаном и среднеазиатскими странами. Мощный толчок в развитие производства связан со строительством железнодорожной ветки, соединяющей Оренбург и Самару. Возникали предприятия по производству муки, сала, масла и кожи. С 1880 года оренбургские товары начали экспортироваться в обе столицы. Помимо муки, сала, масла и кожи экспортировалось свежее и мороженное мясо, а также шерсть и пух.

 

Вывозились не только местные товары. Город стал перевалочным пунктом по вывозу скотины и мяса из Казахстана. В конце 19 века были открыты предприятия по забою скота, а в начале 20 века завершена постройка железнодорожной магистрали в Ташкент. Это было окно в Среднюю Азию. Строительство собственных ремонтных предприятий при железной дороге окончательно превратило Оренбург в важнейших транспортный центр.

 

Рассказывая об Оренбурге, невозможно не упомянуть столь популярные и ценимые оренбургские платки, изготавливаемые из козьего пуха местных пород, целенаправленно селекционированных для данного производства.

Добавить комментарий

Войти или зарегистрироваться можно с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 10 =